23 марта 2012 г.

Про эко

Февраль 2012 на Шишацком повороте выдался лютым: с температурой за -30, скрипучим, за километр, снегом и кровавыми рассветами. Но к тому времени, когда я вышел голосовать туда 22-го февраля в сторону Киева, морозы спали, а ясное небо затянуло тучами. 

Уже час дня, семинар начинается в семь, значит у меня есть 6 часов на 300 км. А выезжаю я из Полтавской глухомани, хм... Одна, вторая, третья проехала. Да, с трафиком тут туговато... 10 минут, 20, ничего. Но не проходит и получаса как - аллилуйя! - останавливается грузовик.

- Здравствуйте! Вы в сторону Миргорода? - интересуюсь я, заранее зная ответ.
- Садись, поехали.

Сижу удобно, машина новая - молоковоз, оказывается - водитель из Винницы, едем на 60-70 км/ч. Когда я позже буду рассказывать Серёге Третецкому, что доехал до метро "Вирлиця" на одной машине, он раскроет мне глаза на то, что водители молоковозов - романтики. Как в воду глядел: не каждый дальнобойщик спешит в отпуск во Владивосток!

К "Клубу прикладной экологии", также известному как "ХатаБобрів", где и проходил экосеминар, я приехал всего с получасовым опозданием. В столицу из глубинки захватил почитать Умберто Эко, но кроме названия связи с эко-философией не наблюдаю: 5 лет назад книгу подарили одногруппники на день рождения, а мне всё некогда её дочитать.


На пороге клуба меня встречают Лёша Стасевич и Лёша Учитель. Последнего я не видел 5 месяцев. У нас есть 5 минут, чтобы договорить о семинаре по командопостроению для "хаты", и Андрей Бобровицкий - её руководитель - начинает рассказывать про экостроительство.


На стене - видео от проектора, а Андрей углубляется в экструдированный полиэстерол, дранку, гофру и пластиковые стяжки для дома с деревянным каркасом. По поводу последних Лёша Учитель замечает, что, мол, какая же тут экология, если стяжки пластиковые? Андрей приводит пример лесника Бена: жил себе бобылём, тесал черепицу для крыши - 11 лет тесал. В принципе, без семьи это можно себе позволить.

- Но представь, - говорит Андрей, - что, пока ты будешь строиться так долго, но суперэкологично, от тебя жена уйдёт.

- Так и замечательно, - улыбается Учитель.

- Экологичность, - продолжает Андрей, -  скорее бережное отношение к ресурсам, в том числе с учетом времени и денег. Можно стягивать блоки и чем-то другим безвредным, но если оно будет в 10 раз дороже, это будет уже не экологично. Радомир, иди в свою комнату поиграй там, - спокойно, но властно говорит Андрей сыну.

А вскоре на семинар подойдёт Ладомир - спец по садоводству и земледелию. Для рядового японца это прозвучало бы как одно имя.


Меня удивило, насколько быстро можно построить бесфундаментный дом из соломенных блоков. Правда, не так быстро, как на видео, шутит Андрей и переходит к любопытной истории: заказчик из Полтавской области захотел, чтобы его дом строился на трезвую голову, поэтому ХатаБобрів нашла для него бригаду кришнаитов, которые не только не употребляли алкоголь, но и не курили, не матерились, не ели мяса и даже медитировали на площадке. Полковник, подвозивший меня на обратном пути, рассказажет, что его строители пили, но не забудет напомнить о стереотипе, что славянский человек если не пьёт, то не работает. 


Упоминали также дом с бетонной плитой на полу, которую, чтобы сэкономить на дешёвом ночном электричестве, отапливали в тёмное время суток, а днём плита отдавала тепло. Потом поговорили о перегородке из кирпича, защите от грызунов и штукатурной сетке. Перед переходом к следующей части - "деревянным домам" - вспомнили, что есть группа "экологическое строительство" вконтакте, а также белоруса первопроходца в современном экостроительстве Евгения Широкова. А ведь я ходил к нему семинар! Весной на 5-м курсе, в волшебном апреле 2 года назад. Это было прямо напротив моего универа в доме дружбы, рядом с немецким посольством. Очень мне понравился тот семинар и реализация идеи энергопассивных домов. Сам председатель правления белорусского отделения Международной академии экологии, кандидат технических наук Евгений Широков когда-то занимался разработкой систем жизнеобеспечения космических станций "Салют" и "Мир", и именно тогда он задумал дом с нулевым энергопотреблением, что ему впоследствии и удалось претворить в жизнь.


Дальше у нас по плану - деревянные дома. Мы прошлись по продольным пазам в брёвнах, нам напомнили про цилиндровку и о важности наружного слоя, рассказали про нагилЯ и оптимальный диаметр брёвен.  

Потом было интересное видео про дома из земли с использованием пропиленовых мешков. Насколько я запомнил, о таких домах заговорили после того, как они попали под объектив камеры Джорджа Лукаса в "Звёздных войнах". А ещё оказалось, что это чуть ли не единственные сооружения, способные выдержать землетрясение в 6 баллов. Вспомнили и "лисьи норы", похожие на дома хоббитов.


После семинара - чай и балаканье про клуб. Интересно здесь: проводятся разные развивающие семинары, танцы, тренинги, мастер-классы. Для меня самое главное здесь то, что это площадка для встречи людей с философией эко - естественной, здоровой, доступной, гармоничной. Наверное, эта философия помогает людям находить гармонию прежде всего внутри, а уже отсюда идёт бережное отношение к людям вокруг, к природе, к миру. Как же это место похоже на нашу Барановку, особенно по духу! Конечно, плюс КПЭ в том, что его легко может посетить большое количество людей из-за месторасположения. Но и барановская удалённость от мегаполисов - тоже плюс и довольно таки экологичный. Самое главное в Барановке уже есть: интересные люди знакомятся и помогают друг другу. Это происходит даже с незаконченным домом, осталось только поставить процесс на широкую ногу.


-Ммм..., вкусная штука,"  - беру я очередную сладость.
- Это рахат-лукум. Ты что, не пробовал никогда? - удивляется хозяйка Виктория.
- Э-э...
Ничего, еда далеко не местная, мне простительно, что не пробовал. Интересно, что ближневосточный хуммус, например, я открыл для себя далеко не на Ближнем Востоке, а на семинаре по пермакультуре в Шотландии.


Прежде чем уйти, бросаю взгляд на комнату, замечаю зелёный устав и понимаю, что многое из этого списка я уже делаю, например, не летаю на самолётах там, где можно проехать автостопом. Зачастую по времени стопом получается даже быстрее, чем на общественном транспорте. Мяса не ем уже лет 5, езжу со своей кружкой, чтобы не пользоваться одноразовыми стаканами, с боем прошу, чтобы в супермаркетах мне взвешивали продукты без пакетов, за молоком хожу с экосумкой и повторно использую пластиковые пакеты. Но хватает и того, к чему мне стоит стремиться, как-то: не всегда покупаю товары местного производства, не стираю натуральными порошками, не покупаю бумагу из вторсырья.


А ещё замечаю надпись, что с греческого oikos переводится как дом. Оказывается, эко означает такое тёплое слово - дом. То есть экодом - это не какой-нибудь, а домашний, всем домам дом, домо-дом! :)

В книге Умберто ещё 400 страниц, и было бы неплохо успеть их дочитать до дня рождения в этом году, а он, как и весна, уже на пороге.

Комментариев нет:

Отправить комментарий