21 июня 2010 г.

О чём напоминают дети



Посмотрел я как-то на ted.com выступление вундеркинда Адоры Свитак и удивился. Во-первых, умению этой девочки говорить вообще и выступать перед аудиторией в частности можно только порадоваться. Во-вторых, мне понравились идеи, о которых она напомнила, а именно: о том, что взрослым нужно прислушиваться к детям и учиться у них, а не только учить их и говорить им, что делать. Взрослым нужно относиться к детям с доверием и ожидать от них большего. Адора напомнила об открытости детского воображения и о том, что эта открытость позволяет расширять границы возможного, потому что такое воображение не сковано рамками стереотипов и шаблонов, которыми привыкли думать взрослые. Дети не думают о сложности или невыполнимости задачи: они просто придумывают хорошие идеи для её решения. Но дети взрослеют и в итоге становятся взрослыми, поэтому важно, как утверждает Адора Свитак, создавать условия, чтобы они становились лучше предыдущего поколения взрослых, потому что от этого зависит прогресс всего человечества. Вместе с тем я не могу не вспомнить "Чужестранца в чужой стране" Роберта Хайнлайна: "Способность человека верить в невероятное - например, в то, что дети должны быть лучше родителей (должно быть, дети лучше родителей - вариант перевода kids must be better than adults (??)) - вряд ли отомрет".

Но сомневаться в том, что, действительно, дети - это сила, не приходится. Аль Пачино в "Крёстном отце" говорит: "Единственная ценность на земле - это дети. Больше, чем все деньги и земная власть". В 117-м выпуске "Аэростата" Борис Гребенщиков напоминает: "В Евангелии сказано - будьте, как дети, иначе не видать вам Царствия Небесного. Даосы призывали пестовать "Внутреннего Ребенка". Катха-Упанишада - это поучения Ямы, Бога Смерти, ребенку - ребенку, поскольку взрослые глухи. А тибетская "Калачакра-Тантра" начинается с цепи так называемых "детских посвящений", в результате которых очищается тело и сознание, так что человек как бы уподобляется ребенку". Пытаясь ответить на вопрос, что же такого особенного в детях, БГ вспоминает: "Говорят, что дети еще не до конца забыли - кем они были, и не до конца научились правилам мира, в котором они будут. Поэтому и видят то, что что уже скрыто от нас".

Другими словами, способность учиться, выдвигать качественно новые идеи и принимать другую точку зрения ограничена уже существующими знаниями и логикой. Человек, считающий себя экспертом в какой-то области уподобляется спелому помидору, новичок - зелёному. Спелый помидор гниёт: эксперт с меньшей готовностью склонен принять альтернативную точку зрения в области своей компетенции из-за иллюзорности полной осведомлённости по какому-то пункту. Зелёный же спеет, а это значит, что и увидеть он может гораздо больше, чем эксперт, потому что основное видение вопроса ему не кажется единственно правильным. Как если бы котёнок, выросший в комнате только с вертикальными линиями, не воспринимал бы горизонтальные, так и эксперту сложнее распрощаться со своей ограниченностью. Вот почему так много говорят о том, чтобы быть "зелёным", не считать себя экспертом, "знать только то, что ты ничего не знаешь", оставаться ребёнком, потому что только в этом случае можно расти, приумножать знания и видеть скрытое. Словами дзен, наполнить можно только пустую чашу. И взрослые часто об этом забывают. Но тот, кто не забывает и в мировоззрении своём сознательно остаётся ребёнком и отказывается принимать стереотипность взрослой жизни, становится похожим на мальчика из пьесы шотландца Джеймса Барри Питера Пэна, не хотевшего взрослеть.

Часто люди вспоминают или приходят к понимаю того, что "устами младенца глаголит истина" - если, конечно, вообще приходят и вспоминают, когда сами становятся родителями. Однако мне кажется, что открытость воображения и мышления справедливы не только в отношении людей, младших тебя на целое поколение - детей, но и также в отношении тех, кто младше тебя на несколько лет. И старшим братьям и сёстрам, как и преподавателям в университете и всем, кто постоянно общается с младшими по возрасту, в этом отношении очень везёт, если они, конечно, готовы отказаться от притязаний на знание всего на свете. Да, младшие учатся у старших, учитывают их ошибки, если могут разглядеть, но ведь взрослые тоже могут - а, как говорила Адора Свитак, должны - учиться у детей. В последнее время я много общаюсь с теми, кто младше меня, и я очень ценю это общение. По-моему, это волшебно.

А ещё, перечитаю-ка я свои дневники. Думаю, найду там очень много интересного. ;)

Комментариев нет:

Отправить комментарий