2 января 2013 г.

С той стороны автостопа

Доехав на попутных машинах до четырёх морей и побывав в 20 странах, 24-хлетний Александр Квартальный рассказывает о позитивной роли автостопа в изменении мира и человека, о ярких моментах путешествий и о важности мысли. 
  
Интервью Алексея КИРСАНОВА для газеты "Могилёвские ведомости".


 У славного моря, священного Байкала с друзьями.

– Как давно ты путешествуешь автостопом и где уже успел побывать?
– Начал путешествовать три года назад, был в 20-ти странах. Если описать мои странствия четырьмя крайними точками, то получится, что западная – Северное море в Шотландии, северная – Баренцево море на Кольском полуострове, восточная – Байкал, южная – Красное море в Иордании. За плечами около 60 тыс. км. Если сравнить с тем, сколько сейчас путешествуют другие, то относительно немного, но если задуматься о цифре – это полтора экватора!

– Расскажи, с чего начался твой автостоп.
– Друзья белорусы пригласили в гости в Италию. Я тогда учился на 4-м курсе университета, и, хотя подрабатывал в свободное от учебы время, билет был довольно дорогой. Да и сама идея прилететь куда-то на неделю, когда было целых два месяца свободного между учебой времени, не совсем меня устраивала.

Пока обдумывал разные варианты, на одном из семинаров в Минске познакомился с шотландцем, приехавшим автостопом из самого Соединенного Королевства! И тогда я понял, что тоже так поеду. Мне даже будет проще: 2 тысячи километров до Альпийских гор – это на тысячу меньше, чем до Эдинбурга.

Прежде чем отправиться за тридевять земель в незнакомую страну, я решил потренироваться и съездил на концерт в Москву. Поездка была успешной: 700 км я проехал всего на трех машинах, не потратив ни рубля.

– Ты как-то готовился или просто вышел на трассу, поднял руку и поехал?
– Подготовки было минимум: я всего лишь посмотрел по Интернету, с какой станции метро выезжать, взял еды в рюкзак и отправился в путь. Это уже потом перед Италией я прочитаю книжки по автостопу, из которых узнаю, что с собой брать в дорогу, чем питаться и где ночевать, открою для себя энциклопедии автостопа, такие, например, как Вольная энциклопедия и Hitchwiki.org.

Сокровища древней Петры, Иордания.

– Какие были первые впечатления?
– Меня переполняло чувство свободы и радости новых открытий! В одночасье рухнули многие стереотипы – о мире, людях, местах. Это касается не только того, что куда-либо можно доехать вообще без денег: общение с самыми разными людьми значительно расширило мой кругозор. Наверное, я преувеличиваю, но после первого автостопа мне казалось, что я начал понимать жизнь лучше, чем после 8-ми семестров в университете.

Меня никто не предупреждал о количестве доброты и заботы со стороны незнакомых людей: многие угощали или приглашали к себе в гости. И я сам не могу не вдохновляться этими примерами: всякий раз, возвращаясь из путешествий, я тоже стараюсь быть лучше и добрее, помогать людям, которых я встречаю в жизни. Еще я наглядно увидел, что мир не такой, каким его зачастую показывают по телевизору. Он гораздо более гостеприимный и отзывчивый. Мир един, все находится рядом, а до Ирака ближе, чем до Байкала.

– Ты и до Ирака добрался?
– Пока нет, но очень бы хотелось там побывать.

– А не побоялся бы отправиться в Багдад? Совсем недавно это была зона военных действий, да и сейчас там периодически гремят взрывы...
– Я ездил автостопом в Чечню, и после этого не побоялся бы. Конечно, решиться поехать в ту часть Кавказа было не так легко, особенно когда все подвозившие меня водители, все без исключения, отговаривали от поездки. Но я прислушался к внутреннему голосу и поехал. Это было одно из самых волшебных путешествий за все время! Еще я сделал вывод, что, вероятно, в конфликтных зонах автостопом перемещаться безопаснее, чем на общественном транспорте. Одна моя знакомая из Франции рассказала о случае, когда в Колумбии ограбили автобус, а с ней было все в порядке только потому, что в тот день она поехала стопом.

– А если говорить о водителях, которые останавливаются: ты же не знаешь, что у них на уме?
– Этот же вопрос я задал своему шотландскому другу. Он ответил, что «останавливаются только хорошие люди». Так и оказалось! Думаю, когда у людей в головах плохие мысли, они сами боятся автостопщиков. Еще помогает, когда смотришь людям в глаза: по глазам можно многое понять о человеке.

– Ты описываешь автостоп как лёгкое и простое дело. Наверняка это не совсем так?..
– Это действительно довольно легко и просто. Самое сложное поначалу было оставить все лишнее, взять с собой только самое необходимое. Я с удивлением обнаружил, сколько в моей жизни вещей, к которым я привязан, но без которых вполне могу обходиться.

Еще определенную трудность может представлять языковой барьер. Если ехать в другую страну и знать хотя бы английский на среднем уровне, то качество поездки заметно улучшается, потому что можно не просто бесплатно доехать до нужного места, но и полноценно пообщаться. Но даже если вы с водителем не говорите на одном языке, можно общаться жестами, а улыбка и позитивное расположение универсальны, и тут не нужны никакие слова.

Место для ночлега - тоже важный элемент путешествий. По разным причинам его может не оказаться: друзей нет дома или не получается вписаться по каучсерфингу. Кстати, couchsurfing.org – это сайт для путешественников, крупнейшая социальная сеть гостеприимства. Можно в незнакомом городе пожить или «вписаться» к пользователям этого сайта совершенно бесплатно. Или пригласить гостей к себе. Если заранее не удалось найти ночлег, можно попросить переночевать кого-нибудь из местных, не бояться и не стесняться: как правило, люди охотно помогают. Если есть палатка, можно заночевать в поле. Можно и без палатки – со спальником и туристическим ковриком.

На Север в Мурманск!

Пожалуй, самым беспокойным временем для меня был автостоп на севере Шотландии, когда я попал в ураган: ты стоишь один перед приближающейся с какой-то нереальной скоростью стеной из воды и свинцовых туч, и тебя накрывает, и ты один, но в то же время един со всеми...

Наверное, самое главное – это мысли. Какие они – такие и люди останавливаются. При любой негативной эмоции очень легко потерять контроль над ситуацией. На негативе ни далеко, ни быстро не уедешь. Вот почему во время автостопа важно думать о хорошем.

– Ты всё время путешествуешь один? Не скучно без компании?
– Не всё время. Часто путешествуем с друзьями, в основном вдвоем, а самая большая компания насчитывала 5 человек! Это было в Иордании в районе Красного моря. Скучно не бывает, потому что интересно общаться с водителями.

– Обычно какая цель твоих путешествий?
– Зачастую навестить друзей или побывать на концерте или фестивале. Иногда интересно увидеть места или какое-то уникальное явление природы: в Мурманск, например, мы ездили посмотреть на Северное сияние…

– Какие самые яркие моменты?
– Это всегда люди! Доброта, помощь и отзывчивость людей, которых я никогда не знал и с которыми, возможно, больше никогда не увижусь. Например, в Чечне одним из самых ярких моментов было кавказское гостеприимство: меня уложили спать на хозяйскую кровать, а сам Сайид с женой пошли спать в зал на пол. Я иногда вспоминаю, как мы ехали на Байкал, и первой нас подвезла женщина, ехавшая на работу в Могилёв. Для неё 50 километров – это обычное дело, а мы были уже чуть ближе к цели. Один мой друг-путешественник как-то сказал, что для него места не имеют смысла без людей. Не могу с ним не согласиться. А еще говорят, что путешествия измеряются не в километрах, а в количестве друзей за время этих километров.

– Какие важные уроки ты вынес из своих путешествий и что бы хотел передать начинающим автостопщикам?
– Когда-то в «Повести о Ходже Насреддине» Соловьева я прочитал, что «самой заветной мечтой Ходжи была мечта о мире, в котором все люди будут жить, как братья, не зная ни алчности, ни зависти, ни коварства, ни злобы, помогая друг другу в беде и разделяя радость каждого как общую радость». Мне кажется, что люди, которые останавливаются автостопщикам, уже на шаг ближе к этому миру. И мы сами, возвращаясь из странствий, становимся добрее и более внимательны к другим людям.

4 комментария:

  1. Супер! Очень интересно было почитать! А в Багдаде пока нечего ловить, все-таки там не совсем безопасно, а вот в северную часть, курдистан, можно ехать, там и природа красивая и безопасность получше будет. А чечня все-таки курорт по сравнению с центральной частью Ирака.

    ОтветитьУдалить
  2. Юра, спасибо за комментарий! несколько лет назад Чечня была не совсем курортом, это сейчас туда ездят все кому не лень. А ты сам, часом, в тех местах не бывал? =) в блоггере система каментов не фонтан, поэтому перешлю коммент туда, ок?

    ОтветитьУдалить
  3. Интересный материал, спасибо узнала нечто новое. Сама лично очень полюбила Чечню и народ Кавказа. Люди там добродушные и гостеприимные. Мы путешествовали автостопом с палаткой в тех краях, если захотите, вот наш отчёт о полугодовом путешествии: http://hramputi.ru/avtostop-chechnya-drugaya-rossiya/ правда в Чечне палатку не ставили, нас забрали в гости и всё получилось очень спонтанно. Ехали автостопом в Ростов, а нас подобрал чеченец и увёз к себе домой:)) В общем всё было не так просто, если захотите загляните почитать :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анастасия! Что же, интересно, нового узнали? Спасибо, что поделились своим опытом – здорово, что там люди такие гостеприимные! :)

      Удалить