16 мая 2012 г.

Я хотел слышать музыку, и вот я здесь во плоти


человеку рядом, подарившему мне этот концерт

Вдруг распогодилось, и, попрощавшись с Барановкой, я ушёл в летний день, пускай было только 7-го апреля. Не успели мои ноги пройти и 200-т метров по шоссе в шишацкой глуши как застопилась фура, едущая, как оказалось, в Киев! Ура, ура и очередная победа мысли! Вот что значит "надо успеть". Планы у водителя поменялись на харьковской трассе в районе местечка Олександривка, но мне это было только на руку: через 3 минуты я приближался к концерту Аквариума уже не на 70, а на 120-ти км/ч.


Подхожу к Майдану, а там - нет, не "пляски сталеваров и не женский бой в грязи", а десятиметровый лотос, машущий своими золотыми лепестками: "смотри, смотри, вот они взлетают, открой глаза, вот они взлетают!" Официальное открытие сего дива корейского искусства - сегодня в 19.30 - то есть когда БГ выйдет на сцену "Октябрьского". Случайно?
- Закурить не найдётся? - выдёргивает меня из цепочки размышлений голос.
- Не курю, - всё ещё не здесь и сейчас отвечаю я.
- В смысле огонька?
Из кармана материализовывается зажигалка.
- На БГ? - зрит в корень спрашивающий, пытаясь раскурить трубку. Наверное, по цветастому байкальскому коврику сбоку рюкзака догадался.
- Ага, ты тоже?
Но утвердительный ответ в расширенных зрачках можно было прочитать заранее. Босиком, в индийских одеждах, юбке до щиколоток, с шарфом, размазанным чёрным пятном между бровей, коротко стриженный и с несходящей улыбкой в почерневших зубах, он отвечает:
- Конечно, билет есть?
- Пока нет, а у тебя?
- Да прорвёмся как-нибудь. Вперёд, ботхисаттва!! 8) Ну ладно, я пошёл короче. Встретимся уже там наверху, - прикладывает он телефон к уху с разорванной мочкой.
- А где?
- Ну, там, - загадочно улыбается он.
Ну вот, проводник есть, и я верю, что всё получится.

Перехожу этот открытый для пешеходов в выходные Хрещатик вброд, а мимо фонтанов не фанаты, а скандирующий что-то в рупор активист. Прислушиваюсь. "Люди, опомнитесь! Покупая сигареты и алкоголь, вы финансируете зло, на эти деньги они устраивают войны!!!" Мужик, дай пять! Только ещё с уроков математики в школе мне запомнилось, что "антиреклама - это тоже реклама". Предложи альтернативу, а? Возможно, она была, но слушать было некогда, потому что нужно было идти "назад в Архангельск", то есть наверх к концерту. Но вот какие украинцы прогрессивные. Интересно, сколько времени рупор продержался бы на Октябрьской в Минске?

Я наверху, проводника не видать, как и, кажется, моего попадания на празднование 4000-го юбилея "Аквариума"... Люди спешат в зал, на входах охрана, кто-то ждёт запоздавших друзей. Последняя надежда - неизвестно какая... И вдруг девушка рядом говорит, тихо, вполголоса: "Лишний билетик, у нас есть лишний билетик!" Я подхожу узнать обстановку, и чудом этот билетик стоимостью почти в 60 евро достаётся мне! Да, "в итоге всё даётся тому, кто просит". По билету на балкон меня пускают на 7-й ряд, где я сижу, исполненный радости и благодарности тем людям рядом, и светопредставление начинается - неожиданно мощно, ярко, сбивая с ног и с толку: "У нас были руки и дороги, теперь мы ждём на пороге..." Ищу глазами флейтиста с зелёных холмов: без Брайана Финнегана группа уже не та. Неужели его не будет, как на "Роке над Волгой?" Но он появляется после "Скорбеца", и весь зал вздыхает свободно, горячо приветствуя музыканта аплодисментами. Думаю, даже не фанаты "Аквариума", слушая флейту Финнегана, забудут, на каком свете находятся.

Каждое воскресение я стараюсь не пропустить авторскую передачу Бориса Борисовича "Аэростат" по радио России, которую передают и по интернету. Немного не верится, что сейчас я слышу этот голос вживую. "Какая радость, когда человек слышит слова растамана, какая радость, когда человек что-то слышит!" :) В последнее время я вспоминаю отрывок из одного из моих любимых аэростатов, от 1-го января 2012-го:

"Не зря в коране сказано, что самое главное - это внутренний джихад - священная война, происходящая в нашем собственном сердце. Самая важная битва на земле - это битва каждого человека с самим собой, битва вечно обиженных мыслей с ясно видящим сердцем. Можно открыть новую звезду или обнаружить новый закон природы, построить потрясающее здание, написать книгу, но, говорят, что более великое дело - ответить улыбкой на обиду. Величайшая битва на земле - это битва за то, чтобы цепь насилия и уныния остановилась на мне, не шла дальше".

 Некоторые мои знакомые не в особом восторге от творчества БГ, но "чтобы узнать вкус воды, нужно начать пить".

 ... а ты привык к лабиринту, забыл зачем тебе нить .
 Ты выходишь к воротам, чтобы принять угловой,
 И Вавилон играет в футбол твоей головой...

- подыгрывает на "Огне Вавилона", впрочем, как и весь концерт, казачья духовная капелла "Шашки Шамбалы. В каждой песне - настроение и образы, радость и свет. Впервые живьём я услышал "Аквариум" 7 выступлений назад, когда наш преподаватель по философии Севостьянова Надежда Григорьевна намекнула нам на одной из лекций, что БГ крут. До сих пор Аквариум - что-то неизъяснимое, и "что-то происходит, я даже не знаю: я иду в огне, но я не сгораю..." Главное открытие герменевтического круга никто не отменял!

Кажется, уже на "Марше священных коров" народ еле сидит на своих местах. Волшебство продолжается, а откуда-то из сияющей пустоты на сцену влетает Проводник! Легко, без предупреждения: музыканты себе играют, а на сцене танцуют кришнаитский балет! Его пытаются утихомирить, но БГ в перерыве между песнями отправляет утихомиривающих пить чай: "Просьба к охране: не надо трогать людей в зале". Конечно не надо, тем более что всех официально пригласили "танцевать". А танцующих среди смирно сидящего зала становится всё больше: вот растворяются в радугах бородачи, а вот какая-то девушка в индийских нарядах МОЖЕТ ДВИГАТЬ СОБОЙ! :) Да, и я, в принципе, тоже! Дальше - "Максим-лесник". И почему я не слышал этой песни в 1996-м? Мой друг позже скажет, что именно эта песня, услышанная им по радио, сподвигла его на духовные поиски, не прекрающащиеся и по сей день. А песня действительно хороша! 

До сих пор вспоминаю, как на "Стаканах" музыканты удивлённо смотрели в нашу сторону. Да что там в нашу - они смотрели на меня! :) Сложно забыть выражение их лиц, чувство искреннего удивления. И что они такого увидели, интересно? Неужели лотос? Я же не перестаю искренне удивляться количеству света, попадающего через "Аквариум" в этот мир: альбомы, концерты, каверы, аэростаты.... Когда они всё успевают?

Мама, как нам справиться с глобальным потеплением? - Покрепче забивать косяки! "Что нам делать с пьяным матросом?" - вопрошает толпа из зала. "Укрепить его якорным тросом!" - в ту же секунду отвечает девушка неподалёку.

День радости заканчивают, как и положено, "Днём радости"! После концерта - такой знакомый мотив, но только сейчас я понимаю, что это "Always look on the bright side of life" из монтипайтоновского "Жития Брайана".

Я задерживаюсь после концерта, чтобы поблагодарить того парня из компании, подарившей мне билет, встречаю девушек, благодарю их, слышу в ответ, что билет мне достался, потому что у меня "красивые глаза" 8) Ребята, да это у вас добрые сердца! И они меня отправляют к Проводнику и девушке, умеющей двигать собой. Оказывается, последняя со своими друзьями здесь из Ужгорода по личному приглашению БГ. Мы разговаривали, пока ехали на метро, и я сказал им всё, что хотел сказать. Они тоже рассказали много интересного: про свои жизни, про Индию... А проводник играл на гитаре акустический "Архангельск". Дальше я с ними не пошёл, потому что на следующий день нужно было ехать ещё около 500 км и хотелось выспаться.

Концерты в общем и особенно концерты "Аквариума" для меня - всегда духовный поиск, духовное приключение, уж точно не повод развлечься. Это совместное переживание радости, растворение в потоках энергии. Конечно, можно посмотреть выступление от начала до конца на Ютубе, но тогда не встречаешь людей, музыканты не смотрят на тебя с удивлением, а люди рядом не дарят билетов. По поводу последнего: это чудо, что я живу в таком обществе, где люди всё ещё смотрят в глаза, а не в кошельки, где поддержка идёт не потому, что это выгодно, а потому что ты можешь и хочешь поддержать, где "люди как братья, помогают друг другу и разделяют радость каждого как общую радость".

В другом моём любимом аэростате БГ как-то сказал насчёт шотландцев Silly Wizard, а я не могу не повторить эти слова в отношении его самого: "Есть люди, которым Бог дал особый талант - выражать то, что у всех глубоко в сердце. Может это дошло до нас в генетическом коде; может быть, мы знаем это как-то еще - но, по моему ощущению, это - древнее и глубже эмоций, к которым мы привыкли; какая-то правда, забытая задолго до нашего рождения - и вновь возвратившаяся к нам в их музыке. Блажен тот, кому это слышно, и спасибо, что нам повезло сойтись с этими песнями в одно время на одной земле".

Спасибо тебе, человек рядом, и спасибо "Аквариуму"!


4000 лет «Аквариума» в Киеве, 7 апреля 2012. Сетлист:

1. Назад в Архангельск
2. Слова растамана
3. Скорбец
4. Огонь Вавилона
5. Небо цвета дождя
6. Аделаида
7. Я змея
8. Лошадь белая
9. Анютины глазки
10.  Неизъяснимо
11.  Марш Священных Коров
12.  Капитан Беллерофонт
13.  Тайный узбек
14.  Из сияющей пустоты
15.  Чай
16.  Она может двигать
17.  Максим-лесник
18.  Отец яблок
19.  Стаканы
20.  Растаманы из глубинки
21.  Дубровский
22.  Девяносто дней и девяносто ночей

Бис:
23.  На ход ноги
24.  День Радости

2 комментария:

  1. мощно и "от сердца"

    Всегда поражался тому, как ты выражаешь свою мысль :)

    ОтветитьУдалить
  2. Витя, спасибо на добром слове! 8) Выражению мыслей в этом случае ещё помогли цитаты из БГ, которые я постарался взять в кавычки, чтобы было видно! :)

    ОтветитьУдалить