23 июля 2010 г.

***

- How much watch?
- 10 watch
- Oh, such much?
- For whom how...
- Minsk Inyaz?
- Yes, I does!

Как и весёлое время в инязе, эту шутку забыть сложно. В ней есть, конечно, и доля правды, потому что, хотя уровень преподавания языков был высокий, носители языка приходили к нам на пары крайне редко и занятия у нас не вели, по студенческому обмену со всего университета ездили единицы, условия проживания в общежитии были далеки от идеальных и преподавателям недоплачивали. Тем не менее, общий уровень преподавания был, как мне показалось, отличный, абсолютное большинство моего окружения - талантливые и умные люди, было мегаинтересно, я многому научился и многое понял. И самое главное: за эти 5 лет в МГЛУ я осознал, что, как говорил древний философ, я знаю только то, что ничего не знаю. Или, словами марсианина из "Чужестранца в чужой стране", я всего лишь яйцо.

Пятилетний марафон позади, что останется после? Конечно, в памяти останется только хорошее, останется нирвана в сансаре. Останется вкус пива после пар, вкус "спелой вишни", шотландского пирога с ежевикой; запах кофе в инязовских коридорах, скошенной травы вокруг Комсомольского озера и полевых цветов Альберты; толпы красивых девушек, вясёлка Беламьюзик, завораживающий цвет воды Скалистых гор, проплывающие облака и волны синестезии; голос Тур, доносящийся из динамиков лекционной аудитории в тёмном коридоре 4-го этажа корпуса "В" и цокот каблуков на переменах, смех одногруппников, друзей-радиофизиков и других дорогих мне людей, открывающие дверь в другой мир звуки музыки концертов, фестивалей; необъятные объятья, горячий горный ветер Италии и ощущение бесконечности в районе солнечного сплетения, растекающееся по телу, как живительная влага в жаркий полдень.

В напутственной речи перед выпускниками Гарварда Роулинг сказала, что мы затрагиваем жизнь других людей уже тем, что мы существуем. Оглядываясь назад на нереально волшебное время в университете, которое во многом было возможно благодаря тем людям, кто был рядом, я не могу с ней не согласиться и не могу не сказать спасибо всем тем, кто был частью этого времени, за помощь, поддержку и просто за то, что вы есть. Моя благодарность не знает границ, спасибо вам. Я вспоминаю, как на костылях я поднимался по лестнице защищать диплом, а рядом своё плечо подставил брат. За это - и не только - ему отдельное спасибо. Несмотря на магию студенческой жизни в МГЛУ, я рад, что учёба закончилась, потому что сейчас появилось время для всего нового и лучшего.

Если бы напутственную речь перед выпускниками какого-нибудь университета произносил я, я бы говорил не о пользе препятствий и важности воображения, как Роулинг, а о важности интуиции и - будучи переводчиком, то есть мостом между культурами, странами, людьми - о мире во всём мире. Я помню, как я сам поступал в университет, прислушиваясь к своему внутреннему голосу, и что из этого вышло. Помню пятикурсника после поступления, сказавшего мне, что иняз - это место где логика не живёт и, наверное, это плюс этого университета, потому что, как говорил Кристофер МакКендлесс из фильма "В диких условиях", "если мы признаем, что человеческой жизнью может управлять логика, сама возможность жизни будет уничтожена". Помню слова Оскара Уайльда "Единственный метод избавиться от искушения - это ему поддаться. Сопротивляйся ему, и твоя душа заболеет от жажды того, что она запретила себе". Как комментирует эту цитату БГ в одном из "Аэростатов", искушение - это не что-то плотское, то, чего нельзя, не что-то грубо материальное. "Главное искушение, - говорит он, - это самые чистые, самые светлые импульсы нашей души, поддаться которым нам не даёт наш бытовой разум, который сразу объясняет нам, что поступать так - это невыгодно, и глупо, и вообще курам на смех". Что же касается амбициозного мира во всём мире, то, наверное, одним, но далеко не единственным условием для его достижения является понимание каждым человеком того, что мы не отделимы от других людей. Мой хороший друг ботхисаттва из Шотландии Джонни рассказал мне однажды о словах другого Джона - Джона Донна: "Нет человека, который был бы как остров сам по себе. Каждый человек есть часть суши. И если волной снесёт в море береговой утёс, меньше станет вся Европа. Смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством. И потому не спрашивай никогда: "По ком звонит колокол?". Он звонит по тебе". Впрочем, здесь нужно многое обдумать.

Ещё один Джон с шотландского острова Скай, спасший меня от урагана Билл летом девятого, рассказал мне историю, к которой я время от времени возвращаюсь. Всю свою жизнь он проработал учителем в средней школе. Ему не нравилось огромное количество распоряжений от министерства образования, которыми был завален его кабинет. Дело даже доходило до абсурда: в одном из распоряжений говорилось о том, стержень какого цвета нужно использовать при проверке домашних заданий. Однажды, когда он поехал к знакомому учителю в Норвегию, он очень удивился, когда не увидел стопку похожих распоряжений из министерства в его кабинете. Джон спросил у него, где же они были. В ответ норвежец обратил внимание своего британского знакомого на висевший на стене плакат с изображением птицы в ладонях и добавил: "Моя задача - научить детей так, чтобы они могли улететь". Джон рассказывал эту историю, а в глазах у него стояли слёзы. Так вот, мне кажется, в инязе меня научили так, чтобы я мог улететь. И улететь не только в Америку или ещё куда, где трава зеленее, учиться или работать - в сфере обслуживания или в компании Интел, не суть дела, разница невелика. Ведь если бежать куда-то с адом внутри в поисках счастья, то кто сказал, что мы найдём счастье в другом месте: в аду нет мест поуютнее. Я думаю, в инязе мне дали возможность научиться полёту сразу логики (не всё потеряно), чувств, воображения и интуиции.

Лететь с широко раскрытыми глазами навстречу новому солнцу над заснеженными ледяными пиками, навстречу бесконечно глубокому океану мира своего собственного сердца, где, как в Магическом театре Гессе, живёт та истинная действительность, по которой мы тоскуем.

Улетай!
---
2.
3.
4.
5.

4 комментария:

  1. "В напутственной речи перед выпускниками Гарварда Роулинг, сказала, что мы затрагиваем жизнь других людей уже тем, что мы существуем."

    хорошая мысль

    ОтветитьУдалить
  2. и хорошо, и просто сказано.

    ОтветитьУдалить
  3. И тебе спасибо, Алеся! Здорово, что со второго курса мы учились вместе. 8)

    ОтветитьУдалить