18 мая 2012 г.

Байкал внутри

Мы встретились по дороге домой летом 11-го. В 4000 км от Беларуси по дороге со священного Байкала волшебным летом 11-го...


Я мог бы повторять и повторять,
насколько неожиданно удивительной оказалась та поездка,
как совершенно непреднамеренно раскрасила она радугами то лето,
насколько мощным было само Море, всё в цветущем чабреце и летающих над ним шмелях,
как в очередной раз раздвинулись границы возможного,
насколько чем дальше, тем всё более восторженно,
и как Байкал зовёт, где-то глубоко внутри, тихо, мерно, вечерней волной, размывая реальность, просачиваясь в сны и явь...


Но я расскажу пока о той встрече.

Мы стояли на плоскости ночной трассы под фонарём, уставшие, уже далеко от Иркутска. Суровы бывают сибирские ночи, даже летом: было холодно, а ржаные сухари с чесноком, пускай и сдобренные теплотой бабушкиной заботы, не могли нас согреть. Увидев неподалёку кафе, я не долго думая пошёл с флягой за чаем. Дошёл, дёрнул за ручку, но дверь осталась закрытой.
- Вы что-то хотели? - одёрнул меня голос справа.
Спрашивал мужчина из остановившейся несколько минут назад машины.
- Да вот, чая хотел согреться, но тут закрыто...
Недолгая пауза.
- А у нас есть чай. Мы сейчас себе нальём и с вами можем поделиться.
- Ух ты, спасибо большое! :) Хоть отогреемся, а то замёрзли совсем, добираемся вот назад автостопом в сторону Беларуси, ещё тысячи 4 километров осталось... Там под фонарём мой друг.
Мы подошли к машине, мужчина налил себе из термоса чая, поделился с моей флягой, а потом спросил:
- А, может, вам еды оставить? У нас тут целый пакет, вам ещё далеко ехать, а мы уже уже почти приехали, 700 км осталось.
- Ээ... - растерялся я. - В принципе, не откажусь.
- Держи, - сказал мужчина, оставив мне тяжёлый пакет и меня в полной растерянности. Хорошей вам дороги, и мы тоже поедем.
Всё случилось так быстро, что я только успел сказать спасибо. Машина уехала, я шёл к Назару, чтобы вместе открыть пакет и найти там фрукты, овощи, хлеб, сметану, сгущёнку и колбасу. Шёл и думал, что я не только не спросил, как зовут этого человека, но и толком не разглядел его лица, впрочем, как и, наверное, он моего...

Много мне встречалось добрых людей, многие помогали и помогают в совершенно разных ситуациях, я попробовал на вкус и тёплого сибирского, и горячего восточного гостеприимства, когда, например, в Грозном Сайид с женой пошли спать на пол в зал, а меня уложили спать в свою кровать. Конечно, люди охотно предлагают помощь и поддерживают, когда могут, и делятся тем, что у них есть. Это понятно и естественно. Но одно дело, если это друг, знакомый или человек, которого ты знаешь, хотя бы чуть-чуть, хотя бы недолго. Другое дело когда вы обмениваетесь всего несколькими фразами...


Каким бы неизъяснимо непередаваемым ни был Байкал, этот случай, пожалуй, самое моё яркое впечатление за всю поездку. Я до сих пор вспоминаю его время от времени, а где-то внутри разгорается костёр под сибирской сосной на берегу Славного Моря, звёздный ковёр надо мной. Костёр горит, а я вспоминаю о бескорыстии и заботе человека рядом... Добро порождает добро, и мне тоже хочется быть более внимательным, оглянуться вокруг и помочь людям рядом. Я прочувствовал это на себе, и это напомнило что-то хорошее и родное, какое-то глубинное чувство, как будто вкус давно забытой свободы. Помогая друг другу, так легко вернуться домой...

Изначально я думал поехать назад другим путём, и кто знает, как бы оно всё было... Ясно одно: если бы не Назар, этого самого яркого впечатления могло бы не быть. "Мы затрагиваем жизнь других уже тем, что мы существуем" и "We affect each other endlessly". Насколько всё-таки каждая наша мысль, слово и действие меняет мир вокруг нас, да и нас самих тоже.

На следующий день, возвращаясь назад в Австрию, мимо нас не проедет Эрих, спасибо ему большое! :) Он добавит контраста: за всю неделю вместе, пока я буду помогать ему с переводами меню в кафе и разруливать ситуацию с просящими на мороженое милиционерами, он буквально пару раз предложит нам кофе... Я не о том, что кто-то хуже или лучше: наверное, всё дело в ценностях.

Года два назад мы с моими канадскими друзьями гуляли по другому священному месту - белорусскому Браславу. Рядом прогуливались местные, и, узнав, что гости прилетели издалека, пригласили нас к себе за стол. Красивы озёра Синеокой и свеж в памяти тот рассвет над "Маяком", но немотивированные акты красоты идут татуировкой в сердце.

Эта сибирская история просилась быть рассказанной, напоминая о себе, как и Священное Море, время от времени, откуда-то изнутри. Спасибо ей за истину по ту сторону слов.


PS Мой друг из Сербии в интервью местной белорусской газете сказал как-то, что для него путешествия и места не имели бы смысла без людей, которые там живут. Байкал прекрасен сам по себе, без людей. Но с такими людьми у этого места уже совсем другой смысл... :)



Комментариев нет:

Отправить комментарий