12 февраля 2013 г.

"Будь той переменой, которую ты хочешь видеть в мире"

В моём родном городе вряд ли кто-то слышал эти слова Махатмы Ганди. Возможно, люди знают только имя этого индийского духовного лидера, сторонника мирных перемен путём философии ненасилия. В белорусском райцентре ничто не напоминает об "Отце Индии": там нет его памятников, школы не названы в его честь, его цитаты не высечены в граните, на стенах не видать его портретов. Да и какое отношение Ганди может иметь к Беларуси? Тем не менее, я часто вспоминаю его слова, прогуливаясь по улицам города.

Дело в том, что всякий раз, приезжая к родителям, я удивляюсь количеству мусора, которого раньше не было и который появляется рядом с новыми магазинами - пустые бутылки, бумажки, обёртки. Первая реакция, которая приходит в голову: "Неужели так сложно дойти до мусорки?" Потом я замечаю, что вокруг не всегда бывает урна, и немного успокаиваюсь. Моя следующая мысль: "Почему здесь не убирают? Есть же коммунальные службы, ответственные за чистоту в городе." Когда проходит и эта мысль, её сменяет вопрос: "А почему кто-то вместо меня должен убирать?" Понятно, что это чья-то работа, но зайти в абсолютно все уголки нереально, да и зайдут они, если вообще зайдут, только потом, а хочется, чтобы было чисто сейчас. Кто уберёт, если не я, и когда, если не сейчас? Поэтому я собираю бумажки, насколько хватает рук, и несу их до ближайшего мусорного ящика. Я хочу, чтобы улицы были чистые, и собираю мусор сам, вспоминая слова Ганди: перемена, которую я хочу видеть в мире, начинается с меня, здесь и сейчас.

По сути, существует два способа поддержания чистоты: либо не мусорить, либо убирать. Легче всего доходить до мусорного ведра самому. "Помочь" доходить до урны другим можно, например, с помощью социальной рекламы ("чистый город - счастливый город"), или путём принятия соответствующего закона и введения штрафов. Действительно, побывав в городах Западной Европы, я могу сказать, что там такая система во многих местах работает. Что касается наведения порядка на улицах, то этим могут заниматься специальные службы, но армия дворников стоит наших же денег. Можно организовывать субботники, но на это нужно выделять время. А можно просто поднять бумажку по пути на работу или стоя на остановке, ожидая автобуса.

Наша реакция на мусор вокруг может быть самой разной. Можно обидеться на того, кто сорит, или разозлиться, что кто-то не убирает. Можно пойти пожаловаться куда-нибудь или выйти на площадь с плакатом и требованиями навести в городе порядок. Некоторые придумывают социальные проекты для поддержания чистых улиц. Кто-то не обращает на мусор внимания или делает вид, что его нет. Можно винить в хаосе городские власти или уехать со свалки в другой город или другую страну, где существует культура чистоты, где нас не лишают свободы требовать наведения порядка и где на нас не будут показывать пальцем, когда увидят с кучей мусора в руках. Можно даже попробовать расчистить завалы оттуда. Это всё можно сделать, но только пока мы будем тратить драгоценные силы внимания на всё это и ждать, что за нас что-то кто-то сделает, мусора не станет меньше. Ведь для кого всё это нужно? В первую очередь, для меня. Ведь это мне становится хорошо оттого, что я делаю доброе дело, и это замечательно, если от этого становится лучше другим. Внутренне я знаю, что разгребать ямы цивилизации правильно и что другим от моих действий не становится хуже. Поэтому, даже если очень спешу на любимый сериал, я разминаю спину и бросаю бумажку в мусорник.

Ко мне в гости заезжали иностранцы, которые говорили, что в Беларуси слишком, неестественно чисто, но мне приятно находиться в чистом месте по-нескольким причинам. Подсознательно мы понимаем, почему нам не совсем комфортно среди мусора: мы ассоциируем неприятный запах свалки с рассадником болезней. Квартиру без пыли или чистоту тела после душа или бани связываем со здоровьем. Во-вторых, внешняя культура влияет и на чистоту наших собственных мыслей. Поговорку "с глаз долой - из сердца вон" можно понимать и так: когда снаружи видишь меньше мусора, тогда и внутри становишься чище и добрее. Ссоры в семье может спровоцировать грязная тарелка или нестиранные носки. Когда вокруг порядок, нам легче поддерживать хорошее настроение, а настроение одного человека быстро передаётся и другому. Я помню об этом, и очередная банка отправляется в урну.

В то же время внешний порядок может лишь отражать наше внутреннее состояние, а разруха в клозетах лишь свидетельствовать о разрухе в голове. Когда-то в Аммане меня поверг в шок иорданец, с которым мы беседовали, мой ровесник: он выбросил пустую бутылку прямо себе под ноги рядом с магазином. Когда я его спросил, зачем он это сделал, он ответил, что у них все так делают. Оглядевшись, я увидел, что повсюду действительно было грязно, но подсознательно я стал ему меньше доверять, ведь внешняя чистота может свидетельствовать о чистоте мыслей человека. Мне кажется, легче бросить бумажку там, где уже намусорено. Поэтому я не прохожу мимо ещё одной упаковки на дороге, а иногда даже беру с собой пакет, чтобы отправить на свалку больше пластмассовых бутылок.

У меня нет цели убрать весь город: я хочу, чтобы было чисто там, где я иду. Путешествие в тысячу километров начинается с одного шага, а чистый город - с одной поднятой с земли бутылки. Говорить другим, что им нужно не мусорить или убирать - значит оставить валяться на тротуаре ещё одну обёртку. Ведь почему люди не убирают? Наверное, потому, что не осознают, что хорошо, когда чисто: из-за личных проблем многим об этом просто некогда задуматься. Возможно, если бы осознавали, дороги были бы свободными от пластмассы. Мне кажется лучше всего показать на личном примере, а каждый сам посмотрит, задумается и решит для себя. Можно, конечно, и штрафы вводить с законами, но личное желание человека гораздо эффективнее. В медицине даже шутят, что, если пациенту очень хочется жить, врачи бессильны. Только представьте себе, что станет с городом, если каждый его житель подберёт с земли хотя бы один целлофановый пакет. Не исключено, что райцентр тогда действительно превратится в рай.

В современном обществе мы привыкли к тому, чтобы делать только что-то своё и ждём, когда другие сделают свою работу за нас. Кажется, так получается быстрее и эффективнее. А помните мультфильм про двух из ларца? Мальчик захотел, чтобы его работу за него делали эти двое, и его желание исполнилось. Только вот и обедали они вместо него. Сказка - ложь, да в ней намёк: если мы ждём, что за нас кто-то что-то сделает, нужно быть готовым к тому, что и решения будут принимать за нас. Эй, банка на дороге, идём сюда, я помогу тебе попасть в мусорный ящик.

Есть такая притча. Ученик спросил у Мастера: "Долго ли ждать перемен к лучшему?"  Мастер сказал: "Если ждать, то долго". Для того, чтобы мир стал лучше, далеко ходить не надо: можно начинать прямо сейчас с собственной комнаты, дома или гаража. Общая чистота складывается из чистоты отдельных мест, а один раз поднять бумажку очень легко. У меня это уже вошло в привычку. Сложнее мне было понять слова одного индуса о том, что я сам та перемена, которую я хочу видеть в мире.

Квартальный Александр.

6 комментариев:

  1. Анонимный20.03.2013, 23:37

    А ведь действительно, хочешь перемен - начни менять себя. Личный пример всегда говорит больше, чем любые доводы и убеждения

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный22.04.2013, 20:06

    или просто начни...

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный07.11.2015, 10:39

    Как приятно! Молодец! Знаю, что статье уже несколько лет, но все равно хочу выразить свою поддержку тебе. Я тоже всегда так делаю. В сумке валяется мусорный пакет и перчатка, на всякий случай, если попадется мусор, который не приятно убирать голыми руками.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! :) Сейчас всё-таки больше уделяю внимание тому, чтобы мусора не было прежде всего в собственной голове. Стараюсь держать сознание в чистоте. Но мусор на улице, что интересно, продолжаю подбирать на автомате. И это таки вдохновляет окружающих! :)

      Удалить
  4. Александр, случайно нашла вашу статью и сам блог! Спасибо! Иду с вами в одном направлении - вычищаю мусор из головы. Ну и захотелось срочно что-нибудь поднять и выбросить :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О да, мусор из головы – в первую очередь. :)

      Удалить